вторник, 20 июля 2010 г.

Третий урок физкультуры в неделю. Оценка по физкультуре.

Утвержденная в конце января президентом РФ инициатива «Наша новая школа» предполагает повсеместное введение трех обязательных уроков физкультуры в неделю вместо нынешних двух. Как лучше использовать дополнительный час, в интервью РИА Новости объясняет главный редактор журнала «Теория и практика физической культуры», профессор кафедры философии, социологии и олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Людмила Лубышева.
- Людмила Ивановна, не секрет, что физическое воспитание в школах сейчас далеко не на должном уровне. С чем это связано?
- Помимо давно известных проблем с устаревшей инфраструктурой и кадрами, появились организационные и методические трудности. Уроки физкультуры сейчас часто ставят в середину учебного дня, что вынуждает учителей не нагружать детей, чтобы они могли потом заниматься на остальных предметах. Уроки физкультуры должны быть последними в расписании, чтобы ребенок мог пойти домой и отдохнуть, или первыми, но с перерывом для восстановления перед занятиями. Методические трудности являются следствием этого – физическая культура становится побочным предметом, на котором дети отдыхают от интеллектуальных нагрузок, никак не развиваясь физически. Такой подход нужно в корне менять.
Также необходимо реформировать систему нормативов, которые должны выполнять школьники. Если в классе учится мальчик, от природы хорошо развитый, стройный, высокий, то и нормативы он сдаст легко, не прилагая стараний. А его одноклассник, не столь физически развитый, хоть и будет очень стараться, все равно получит тройку. Необходимо учитывать не только результат, но и техническую сторону – допустим, оценивать подачу, которую научился делать ученик, а не количество отжиманий в минуту.
- Изменится ли ситуация с введением обязательного третьего урока физкультуры?
- Пока еще сложно сказать. Кто-то ведь будет попросту оставлять детей играть в зале, а другие вообще отдадут этот час на русский язык или математику. В то время как его надо использовать для «спортизированных» уроков физкультуры, тогда что-то в физическом воспитании детей в школах действительно изменится в лучшую сторону.
- Что представляют собой «спортизированные» уроки?
- На них дети не просто двигаются, а тренируются. Тренировка предполагает нацеленность на результат. На каждом занятии учитель ставит перед ребенком определенную норму в пределах его физических возможностей, и от раза к разу нагрузка усиливается. При этом дети должны заниматься определенным видом спорта, а не просто «наматывать круги» по залу или на улице. Занятия спортом формируют интерес к нему у ребенка, он начинает ходить на урок с удовольствием, чего-то добиваться.
Уроки спорта полезны и для здоровья, если главной их целью мы считаем формирование физической культуры. В условиях, когда, по данным медиков, 20% школьников имеют хронические заболевания, одинаковый для всех подход уже не работает. Детей необходимо оздоравливать, а оздоровление невозможно без тренировок и нагрузок на организм. Для детей с хроническими заболеваниями нужны специальные медицинские группы, а для тех, кто не хочет заниматься каким-либо отдельным видом спорта, создаются группы общей физической подготовки.
- Как такая схема работы может быть организована?
- Она уже создана и успешно функционирует. Например, в 1994 году уроки спорта появились в школе №32 города Сургута. Сейчас они введены во многих школах города, а в Сургутском государственном университете на факультете физической культуры открыт специальный дополнительный курс для подготовки тренеров-учителей по программе «спортизированных» уроков. По этой программе работают школы города Чайковский в Пермском крае.
Всех ребят из параллели делят не по классам, а по тем видам спорта, какими они занимаются. Формируются отдельные спортивные коллективы, у школьников появляется ощущение, что они не просто посещают урок, а занимаются настоящим спортом.
- Как решается вопрос с помещениями и тренерами, ведь даже на обычные занятия не хватает учителей?
- Используются как спортивные залы школ, так и спортивная инфраструктура города. Например, рядом есть теннисный клуб, и тогда по договоренности школа в первой половине дня может пользоваться его теннисными кортами и залами.
- А как быть с детьми, кто уже занимается в секциях? Зачем им уроки физкультуры в школе?
- Для них предусмотрен экстернат. Но часто дети по собственному желанию продолжают ходить на уроки физкультуры, потому что им интересно. Ребята из школьных команд занимают на краевых и региональных соревнованиях высокие места, хотя и занимаются данным видом спорта только на уроках физкультуры.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 Комментарии ssf79
       Абсолютно согласен с публикацией автора, поэтому привожу ее в своем блоге в полном размере. Хочется добавить, что уже большинство прогрессивных учителей в своей методической работе (в тчл, при постановки оценки обучающимся)  игнорируют установленные нормативы, так как большое количество детей имеют слабое здоровье, излишний вес, слабое физическое развитие.
      Обучающиеся получают оценку за прогресс (развитие) физических качеств и навыков в течение определенного промежутка времени, исходя из к-ва часов и домашнего задания по какому-либо направлению (теме). 


  Мое злобное ворчание
Re: Ирине Яровой -  сопредседатель Совета по качеству образования при президиуме Генсовета «Единой России», депутат Госдумы РФ. 
(Кроме того, мы убеждены, что все учителя, включая педагогов начальных классов, должны иметь высшее образование, поскольку знаний, полученных в педагогическом училище, для работы в современной школе явно не хватает.)
  Госпожа Ярославцева, а вы уверены, что выпускники педвузов имеют необходимые знания для работы в современной школе? 
   В пед коллективе, где я работая, я единственный педагог без высшего образования, которого не будет никогда, но почему-то все новые инициативы (сайт школы, электронный дневник, использование ИКТ во время занятий) исходят от человека без высшего образования. Не надо тут ставить очередное "клеймо", с подбором кадров для работы в современной школе нужно подходить личностно-ориентированно, а не набором требований.
Как всегда, умные депутаты, далекие от проблем современного образования решают дальнейшие направления в образовательной сфере.

Комментариев нет:

Отправить комментарий